Как и предыдущие Чтения они проводятся по благословению и с участием епископа Переславского и Угличского Феоктиста.

Нынешняя конференция будет посвящена духовному и воинскому подвигу нашего народа.

Главная тема Чтений «Герои и святые – крылья народного патриотизма».

По традиции в рамках Чтений пройдет Круглый стол на тему «Личность может воспитать только личность».

Дорогие гости и паломники монастыря!

Борисо-Глебский мужской монастырь
открыт для посещения с 07.00 часов
и до окончания вечернего Богослужения.


Богослужения
Ежедневно
8:00 Божественная Литургия
17:00 Вечернее богослужение
В воскресные и праздничные дни
7:00 Водосвятный молебен (в престольные праздники монастыря)
8:00 Исповедь
9:00 Божественная Литургия
17:00 Вечернее богослужение


Экскурсии
Экскурсоводы монастырского музея знакомят гостей с историей обители, с его святынями и памятниками архитектуры. С 5 марта 2022 года все богослужения совершаются во вновь освященном Благовещенском храме. По вопросам организации экскурсий обращаться по телефону: 8-905-635-14-61 или по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Как добраться?
Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, п. Борисоглебский, пл. Советская, 10.
На автотранспорте от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или рейсовым автобусом с автовокзала до автостанции в пос. Борисоглебский


Как заказать требы
Заказать требы можно по электронной почте, прислав на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. письмо с квитанцией о перечислении пожертвования за требы с указанием:
- названия требы,
- о здравии или о упокоении,
- имена, за кого надо молиться.
Требы можно заказать почтовым переводом или перечислив пожертвование на расчетный счет монастыря:
Религиозная организация «Борисо-Глебский мужской монастырь»
Переславской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 7614002796 КПП 761401001 БИК 042908612
к/с 30101810100000000612
Калужское отделение № 8608 ПАО Сбербанк
р/с 40703810477110109163

 

logotippри Борисо-Глебском монастыре по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона 6 февраля 2012 года учрежден церковный музей как центр православного просвещения, на который возложены просветительские функции, связанные с особым статусом Борисо-Глебского монастыря. Древний знаменитый монастырь должен иметь свой музей, где приоритетной станет работа по изучению его богатейшей истории. Деятельность музея не будет ограничиваться рамками церковной истории, в планах музея разработаны проекты, способные объединить краеведов и любителей истории Борисоглебского края в единое культурное сообщество. Наш музей хочет стать доказательством соединения научного и религиозного подходов к сохранению памятников церковной старины. Мы будем работать в тесном сотрудничестве с государственными музеями, общественными организациями, паломническими центрами и туристическими фирмами.
Фонды музея пока не сформированы, работа в этом направлении будет долгой и кропотливой. Пока у музея нет и готовых экспозиционных помещений, поэтому главным направлением на первом этапе станет научно-исследовательская и издательская работа.
Монастырский музей создан не как альтернатива или дополнение к ныне существующим музеям в Борисоглебе. У него своя специфика и свои задачи. Среди прихожан Борисо-Глебского монастыря много специалистов музейного профиля: искусствоведов, художников, реставраторов, историков, филологов, которые готовы оказывать компетентную помощь музею. Мы готовы доказывать свою значимость и полезность обществу в этих трудных для нас обстоятельствах.

pr irinarhpреподобный Иринарх, затворник Ростовский, во святом крещении Илия, родился в июне 1548 года в селе Кондаково, в 43 верстах от Ростова Великого. Он был третьим сыном в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины.
Стремление к монашеской жизни обнаружилось в мальчике с раннего детства: в детских играх он не участвовал, но старался сдержать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога...»
С юных лет Илия мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского († 1483; память 17/30 марта и 26 мая/8 июня), тайно носившего тяжелые вериги, житие которого он услышал от приходского священника Василия. Когда в округе случился голод, 18-летний Илия отправился на заработки в Нижний Новгород.
После кончины отца, о которой он был извещен свыше, Илия вместе с матерью и старшим братом Андреем переселился в Ростов Великий. Здесь родные Илии стали вести торговлю, но Илия тяготился мирскими заботами и находил утешение в чтении Священного Писания. Стремление уйти в монастырь окончательно окрепло. В 1578 году, испросив благословение матери, Илия ушел в Борисоглебский монастырь на реке Устье, близ Ростова Великого, где принял постриг с именем Иринарх.
Игумен монастыря благословил Иринарха жить под руководством опытного старца и назначил ему послушание в пекарне. С первых дней монашеской жизни преподобный Иринарх отказался от своей воли и смиренно предал себя во власть братии; первым приходил он на церковные службы, ни с кем не разговаривал в храме, благоговейно стоял во время богослужения и никогда не уходил прежде отпуста. Однажды преподобный Иринарх увидел в монастыре босого странника. Сжалившись, он отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, давая суровые послушания. Но когда преподобному Иринарху назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Аврамием Ростовским († 1073-1077 гг.; память 29 октября/11 ноября).
В Аврамиевом монастыре преподобный Иринарх был назначен келарем и около шести месяцев с усердием исполнял порученное послушание. Однажды во время пения Херувимской преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась!» Оставив Аврамиев монастырь, преподобный перешел в Ростовский монастырь праведного Лазаря. Там преподобный Иринарх поселился в тесной келлии, где три с половиной года омывал свою душу слезами, очищал молитвой и строгим постом. Он начал носить на себе тяжелые железные вериги. В Лазаревом монастыре его часто посещал блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак († 1589; память 12/25 июня и 3/16 июля). Святые подкрепляли друг друга духовной беседой, и блаженный Иоанн предрек преподобному Иринарху достижение высокого духовного совершенства. По повелению явившихся в сонном видении святых страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам.
Однажды, молясь перед иконой Спасителя и вопрошая Господа о том, как ему спастись, Иринарх услышал слова: «Иди в келлию свою и будь затворник, и не исходи, и так спасешься». Познав волю Божию, преподобный Иринарх затворился в тесной келлии, где приковал себя железными цепями. Преподобный Иринарх стал носить множество медных крестов, со временем число их возрастало; на голову подвижник надевал тяжелый обруч. Спал он на голом полу не более трех часов в сутки, остальное время посвящал молитве и трудам: вязал «свитки» (широкие верхние одежды), делал клобуки, шил одежку для нищих. Полученное подаяние он раздавал бедным. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал за преподобным Иринархом иноков. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, и продолжал вести прежний образ жизни.
Тяжкими и долгими подвигами духовное зрение преподобного Иринарха очистилось для принятия Божественных откровений. Однажды ему было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского († 1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.
Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Несколько раз они приходили в Борисоглебский монастырь, и всякий раз преподобный Иринарх безбоязненно обличал греховность их действий и убеждал оставить пределы Российские. Польский полководец Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить». Преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. После беседы Сапега сказал: «Я такого батьки нигде не нашел: ни здесь, ни в иных землях...» - и велел не разорять обитель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца со своим отрядом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие советами преподобного Иринарха, сложили свои головы на Русской земле.
В тяжелое лихолетье Смутного времени преподобный Иринарх вдохновлял соотечественников на ратный подвиг, вселял в них уверенность в победе русского оружия. Он благословил приезжавших к нему воевод Стопина-Шуйского, Минина и князя Димитрия Пожарского и предсказал им победу: «Увидите над собой славу Божию». Для поддержки надежды на милость Господа преподобный посылал им просфоры и свои кресты. С Божией помощью русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир.
В благодарность за помощь князь Димитрий Михайлович Пожарский освободил Борисоглебский монастырь и поселян вокруг него от сборов на ополчение. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силою творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «...проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении... во взаимной любви.., оказывая всем послушание и покорность...» И простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой 13 января 1616 года.
После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, 18 ручных оков, «связки», которые он носил на поясе, весом в пуд и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68 лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника. Житие и чудеса преподобного Иринарха Затворника описаны его учеником иноком Борисоглебского монастыря Александром, который подвизался с преподобным в течение 30 лет.
Память преподобного Иринарха совершается также 23 мая/5 июня - в день празднования Собора Ростово-Ярославских святых (установлено решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви 10 марта 1964 года)

Читать полный вариант Жития

Проезд:

до станции Ростов Великий (Ярославский), далее на автобусе до поселка Борисоглебский.

Расписание автобусов:

6-35, 7-30, 8-10, 9-20, 10-30, 11-45, 13-15, 14-45, 15-40, 16-30

В понимании православного человека Крестный ход - это торжественное церковное шествие, совершаемое в честь святых, в земле русской просиявших. И по мере восстановления исторической памяти и правды в нашем обществе крестные ходы становятся все многолюднее. Паломники рассматривают участие в них как личный духовный подвиг во имя Иисуса Христа.

Но вот есть люди, которые дают себе право рекомендовать во время предстоящего Иринарховского Крестного хода медитировать, очищать карму, снимать порчу и совершать прочие действа, однозначно осуждаемые Церковью. Они уверяют, что неважно, участвуют ли в святом походе «продвинутые христиане, татары, мусульмане, буддисты, евреи» или вообще крещеные люди! Главное - развязать с помощью «высоких энергий» кармические узлы и обеспечить личное благополучие, то есть богатую безбедную жизнь.

В связи с появлением подобных высказываний организаторы Иринарховского Крестного хода предупреждают: любое искажение православной идеи, а также правил поведения во время многодневного шествия будут рассматриваться как повод для нравственного осуждения нарушителей, а при необходимости, - обращения к представителям правоохранительных органов и удаления с Крестного хода. Никто не имеет права использовать церковные богослужения для еретических действий и манипуляций. Запрещается распространение листовок, книг, видео­ и аудиопродукции, не получивших благословения предстоятеля Крестного хода. Надеемся, что исправному совершению Крестного хода люди, чуждые традиций и духа православия, помешать не захотят.

Рекомендуем на участие в Крестном ходе взять устное благословение у своего духовника или приходского священника и напоминаем, что во время паломнического путешествия только истинным приверженцам Господа нашего Иисуса Христа может быть дана благодать.

 

pravila

 

Из истории почитания святых источников на Руси

История почитания на Руси святых источников, кладезей, рек и озёр своими корнями уходит в далёкое прошлое, насчитывая уже более тысячи лет. Как правило, святыми называли те водные источники, над которыми сначала был совершен особый чин освящения, а впоследствии здесь регулярно совершались водосвятные молебны (например, на Крещение). Сакральные действия священства низводили на источник Благодать Святого Духа, что и проявлялось впоследствии массовыми исцелениями как от физических и душевных, так и от духовных недугов. Письменно фиксировать все случаи исцелений на святых источниках - не в традиции русского народа. Память о чудотворениях на протяжении многих столетий сохранялась и передавалась изустно.

Так, мы знаем в России множество Святых озёр. Хорошо известно Святое озеро в Южной Карелии, недалеко от Петрозаводска. Ещё одно Святое озеро сохранилось в древнерусском Городце, недалеко от Нижнего Новгорода. Как гласит предание, в его водах крестились местные жители. Знаменито Святое озеро на Большом Соловецком острове. В старину паломники не вступали в Соловецкий монастырь, предварительно не омывшись в этом озере.

Воды Ладожского озера, питающие Санкт-Петербург, освящены молитвами иноков Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Озера Неро, Плещеево, Селигер - всюду мы видим множество монастырей и храмов, основанных нашими благочестивыми предками. Они понимали красоту Божьего мира и любили озера не только за то, что они кормят и поят.

По преданию, уберегло от врага жителей целого города озеро Светлояр (в 90 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода). Легенда о граде Китеже хорошо известна.

Характерно для русских людей и уважительное отношение к рекам, о чём свидетельствуют многочисленные фольклорные источники. Герои русских былин, сказок, всегда относятся к рекам, поящим, кормящим и исцеляющим людей, с большим почтением. Так, былинный купец Садко чествовал Волхов хлебом да солью. Другой былинный герой, богатырь Илья Муромец, отправляясь из родной земли на подвиги, опускал в реку Оку корочки хлеба в знак благодарности за то, что река поила и кормила его.

Особое место в истории почитания водных источников в России занимают родники и кладези. Ключи на Руси издавна назывались родниками. Недаром это слово имеет общий корень со словом «родина». Если родина - это место, где родится человек, то родник - место рождения бьющей из-под земли воды. Ключи не столь масштабные и заметные природные явления как озера и реки. Наоборот, они чаще неприметны, и, тем не менее, некоторые из них стали местом массового паломничества со всей России. Нередко места, где расположены источники, казались настолько привлекательными, что вблизи них создавались поселения. Так, по преданию Петр I увидел в низовьях Дона поразивший его родник, названный им Богатый колодезь. Позднее здесь начал строиться город Ростов-на-Дону.

Родник, который был на опушке леса, а позднее оказался в небольшом русском городе Мстиславе (Могилевская обл.) называют Здоровец, и не случайно - его ключевая вода является целебной.

В истоках особо почитаемых крупных рек, таких, как Днепр и Волга, над ключом-истоком ставят часовни, деревянный сруб. Кончено, далеко не все ключи почитаются как святые источники, а лишь те, над которыми совершен особый чин освящения. Многие святые источники народная память связывает с подвигами великих русских святых. Укажем лишь некоторые из самых известных святых источников Центральной России:

Святой колодец на территории Троице-Сергиевой Лавры. Ископан самим прп. Сергием Радонежским. Над кладезем возведена каменная часовня.
Пятницкий колодец у стен Троице-Сергиевой Лавры. Ископан прп. Сергием Радонежским. Над кладезем возведена Пятницкая часовня.
Святой источник прп. Саввы Сторожевского, к северо-западу от ТроицеСергиевой Лавры. Рядом с деревянной часовней обустроена купальня.
Водопад Гремячий ключ, в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада. По преданию, здесь на пути из Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева Лавра) в Киржач останавливались прп. Сергий Радонежский и его ученик прп. Роман. Ключ забил по молитве прп. Сергия.
Пещерный источник прп. Варнавы Гефсиманского (г. Сергиев Посад, Черниговско-Гефсиманский скит). Источник открылся на месте погребения прп. старца Варнавы в пещерной келье, где он подвизался и завещал себя похоронить.
Святой источник во имя Колоцкой иконы Божьей Матери (Московская обл., с.Колоцкое). Источник забил в начале XV в. на месте обретения местным крестьянином Лукой чудотворной иконы. Источник находится в поле, над ним возведена часовня.
Святой источник Пресвятой Богородицы в Спирово (Московская обл., с. Спирово, 1 км от Иосифо-Волоцкого монастыря). Место чудесного явления Пресвятой Богородицы. Рядом с источником обустроена купальня.
Святой источник прп. Пафнутия Боровского (Калужская обл., Пафнутьев Боровский мужской монастырь). Рядом с монастырем, известен с XV в. Обустроена купальня.
Святой источник Давида Серпуховского (Московская обл., с. Талеж). Известен с XIVв. Каменная часовня, две купальни.
Святой источник блаженной Евфросинии Колюпановской (Тульская обл., д.Колюпаново). Ископан в середине XIX в. самой блаженной Евфросинией. Обустроена купальня.
Святой источник прп. Пафнутия Боровского близ Оптиной пустыни (Калужская обл., в 4 км от г.Козельска). Источник забил в XVII в. на месте чудесного явления прп. Пафнутия Боровского. Обустроена купальня.
Святой источник в Шамордино (Калужская обл., с. Каменка. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь). Освящен в честь Оптинских старцев. Обустроена купальня.
Святой источник прп. Никиты Переславского (Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитский мужской монастырь). Ископан прп. Никитой Переславским во 2-й половине XII в. Обустроена купальня.
Кладезь прп. Тихона Калужского (Калужская обл., пос. Лев Толстой, Свято-Успенская Тихонова пустынь). Ископан прп. Тихоном во 2-й половине XV в. Обустроены две купальни.
Святой источник прп. Ферапонта Можайского (Московская обл., г. Можайск, Лужецкий Успенский мужской монастырь). Ископан основателем монастыряпрп. Ферапонтом в начале XV в. Обустроена купальня.
Святой источник прп. Иринарха Затворника (Ярославская обл., с.Кондаково, в 30 км. от Борисоглебского что на Устье мужского монастыря). Ископан прп. Иринархом во 2-й половине XVI в. Обустроена купальня.
Кладезь прп. Александра Свирского (Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, Александро-Свирский мужской монастырь). Ископан основателем монастыря прп. Александром Свирским в начале XVI в.
Количество людей, ежегодно притекающих только к перечисленным источникам, исчисляется сегодня сотнями тысяч.

В послереволюционные 70 лет в России тщательно уничтожались всяческие упоминания о святых местах. Многие из них были переименованы, исчезли с карт, но не из народной памяти. Список пострадавших и исчезнувших с русской земли святых источников велик. И все же масштабная война, объявленная святым водам, была проиграна. Источники пробивались сквозь завалы мусора, бетонные плиты, асфальт, люди тянулись к ним - и вновь множество исцелений на возрожденных источниках.

Все вышесказанное в полной мере относится и к святому колодчику преподобного Иринарха затворника Борисоглебского. Он находится в полукилометре от села Кондаково.

Юрий Крестников, Москва-Борисоглебский

Дорогие братья и сестры!

Монастырь - это особый мир, порядок в котором
поддерживается соблюдением определенных правил.

Монастырь является закрытой религиозной организацией
и время посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря.

 

Время посещения монастыря

 

Монастырские ворота открываются в 7:00 и закрываются по окончании вечернего богослужения, примерно в 20:00. В это время вход на территорию обители и на богослужения свободный для всех при условии соблюдения тишины и приличия.

Посещение храма экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря.

 

Правила поведения на территории монастыря:

1. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.

2. Руководителям туристических и паломнических групп необходимо сообщить о своем прибытии в монастырь. На входе в монастырь прибывающих встречает дежурный привратник и выясняет цель посещения. Туристические и паломнические группы посетителей впускаются по предварительной договоренности с монастырем. По приезде, группы останавливаются перед входом в монастырь, руководитель группы сообщает о прибытии и цели посещения уполномоченному представителю монастыря.

3. При монастыре действует монастырский музей, который знакомит посетителей с историей монастыря, житием прп. Иринарха затворника, монашеским общежитием. По благословению Настоятеля монастыря, сопровождение групп паломников или туристов по территории монастыря и ознакомление с его святынями проводятся сотрудниками монастырского музея. Без сопровождающего представителя монастыря хождение туристских и паломнических групп по монастырю запрещено. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря также запрещается.

4. Перед входом в храм, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать. Вести съемку братии монастыря, а также съемку внутри храмов во время богослужения можно только по благословению Настоятеля монастыря.

5. Запрещается кричать, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии, использовать громкоговорящую аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры; сорить на территории монастыря, входить с животными; проводить любые общественные мероприятия и действия религиозного характера, кроме разрешенных Уставом монастыря.

6. Форма одежды должна быть скромной. Одежда должна быть закрытой, неуместны шорты, бриджи, майки. Женщинам следует быть с покрытой головой, с ненакрашенным лицом. Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины. Не подобает христианке носить мужскую одежду (брюки).

7. Руководители обязаны заблаговременно ознакомить свои группы с правилами поведения на территории монастыря и несут ответственность за соблюдение правил в течение всего времени пребывания групп в монастыре.

Дорогие братья и сестры. Поведение на Крестном ходе нет нужды регламентировать какими-либо правилами, хотя их всего два: первое — любовь к Богу, второе – любовь к ближнему. Эти два правила есть светильник просвещающий ум всякого человека и научающий как надо поступать в любой сложившейся ситуации. А для тех, кто еще далек от этого, обозначим некоторые рамки поведения.

Итак:

На Крестном ходе категорически запрещается:

Распространение любых наркотических веществ и спиртных напитков.

Нахождение в нетрезвом состоянии, распитие спиртных напитков, употребление наркотических веществ (в т.ч. “лёгких”) и других подобного рода веществ.

Какая-либо проповедь, агитация, распространение литературы без письменного благословения настоятеля.

Любая несанкционированная настоятелем торговля.

Разведение костров ближе 200 м. от лагеря.

Воспроизведение каким-либо способом любой мирской музыки

Курение среди народа на Крестном ходе или на стоянке вне специально выделенных мест.

Нецензурная брань.

Исправлять естественные нужды вне отхожих мест

Оставлять после себя мусор; (оставшийся мусор собирать в специально отведенные места).

Каким-либо способом умышленно нарушать покой крестоходцев после отбоя (22.00).

Вытаптывать и ставить палатки на засеянных полях.

Несение каких-либо хоругвей, знамен, икон большого размера предварительно согласовывать с настоятелем монастыря игуменом Иоанном.

 

Нарушителям дисциплины будет предложено выйти из числа участников Крестного хода. Для разрешения конфликтных ситуаций со злостными нарушителями, могут быть привлечены силы охраны правопорядка (полиция), обеспечивающая безопасность участников Крестного хода.

И еще. Уважаемые родители! Не теряйте своих детей!

Настоятельно рекомендуем каждому малому ребенку иметь при себе записку или бирку с именем и сотовым телефоном родителей.

«…крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей и всe,
что потребно им для жизни, т. е. домы, пути, воды, воздух и самую» землю,
как попираемую и оскверняемую стопами грешников.
Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси,
и вся страна соделались причастными Божественной благодати,
отвергнув от себя все губительное и тлетворное»
(Скрижали, 245)

Крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе.

Не имеющий здоровья - просит себе здоровья.

Не имеющий семейного очага - просит себе суженую.

Сознающий свою греховность - просит оставления грехов.

Чтобы стяжать благодать и получить просимое, в народной традиции было давать обеты: пройти крестный ход в веригах, с тяжестями, в неудобной обуви, натирая в кровь свои ноги, постясь.

Если ничего не претерпеть, то это и не крестный ход.

Каждый крестный ход представляет собой непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния. С одной стороны, это ход Воинства Небесного, Христова ополчения с хоругвями, иконами и сильнейшим из оружий - Крестом Христовым. А с другой - шествие кающихся грешников.

К крестным ходам как нельзя лучше подходят слова Константина Петровича Победоносцева о роли народа в церковной жизни: «Православная Церковь красна народом…»: В ней все «едино, всё народом осмыслено и народом держится».

У русских крестный ход воспринимался единственным средством искупления общественно-значимых, так называемых, народных грехов, для чего совершалась покаянная народная молитва.

Мотив уврачевания народной молитвой ран, нанесённых грехом, был для Русского народа важнейшим во все времена. И во все времена было живо народное убеждение, что минута всенародного покаяния для Бога равна многолетней трудной молитве отшельника.

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Среди сотен и тысяч людей десятки молятся сердечно, искренне, пламенно... И каждый участник крестного хода может загореться от этих молитв. Но для этого нужен подвиг, осмысленный подвиг ради Христа. Делать дело Божие надо с рассуждением, помня в какое время живем... XXI век.

Вериги с тяжестями и неудобную обувь может заменить маленький камешек во рту - «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140,3), дабы дал Господь дар благоразумно говорить, и молчать в надлежащее время: ибо «кто не согрешает в слове, сей совершен муж» (Иак.3,2). И есть время глаголати, и время молчати (Екклес. 3,7). Отказаться от пользования сотовым телефоном, оставить дома радиоприемник и магнитофон (плейер…

С собой желательно иметь всё то, что необходимо в многодневном походе с ночлегами в палатках и под открытым небом: кружку, миску, ложку, фляжку (пластиковую бутылку для воды), плащ-накидку, сменные носки, удобную (разношенную обувь), коврик и легкое одеяло, куртку или свитер на случай холодной погоды. Из продуктов можно взять с собой немного орехов, сухофруктов, сухое галетное печенье, сухари.

Собираясь в крестный ход, укладывая вещи, которые напоминают об отдыхе на природе, необходимо еще находясь дома, настраивать себя на то, что это не турпоход, не отдых, где можно будет «расслабиться». Надо готовить себя на битву, на бой со своими страстями. На всех, без исключения участников крестного хода, распространяется «сухой закон» (распитие спиртных напитков, в том числе, пива категорически запрещено).

Курящим стараться воздерживаться от курения (курить, находясь среди участников крестного хода во время пути, на привалах и в палаточных городках запрещено).

Будьте внимательны друг к другу.

Не проявляйте самочиния, считайтесь с тем, что говорят священники.

Что получили на ужин или обед - тем и будьте довольны. Не будет смирения, не будет и сытости.

Куда вас благословили - на том месте отдыхайте, тогда и отдохнете. Лучшие места уступайте детям, пожилым, слабым и больным людям.

Считайте себя хуже всех - и будете лучше всех.

В данной памятке использован материал из доклада Г. А. Романова «Народные традиции крестных ходов» («Иринарховские чтения», сборник III выпуск)