ОБЪЯВЛЕНИЕ
Если у Вас сохранились старинные фотографии и другие материалы, имеющие отношение
к Борисо-Глебскому мужскому монастырю, Троице-Борскому девичьему монастырю,
с.Кондаково и колодчику
прп. Иринарха, а также другим селам и храмам
Борисоглебской земли, просим обратиться по адресу

bgm.pa@mail.ru

SimeonСвятитель Симеон (Милюков) родился в Сибири, в городе Тобольск, и по происхождению был из купеческого рода Милюковых.

Приняв монашеский постриг в Борисо-Глебском монастыре, как отличившийся высокими дарованиями, вскоре стал игуменом означенного монастыря (1668–1670 гг.) В 1670 году был поставлен в архимандрита Нижегородского Печерского монастыря. Здесь он своим благочестием и деятельностью, направленной на благоустройство обители, обратил на себя внимание церковной иерархии. В 1674 году его перевели в Москву в качестве настоятеля Андроникова монастыря, где он вскоре снискал к себе особое расположение царя Алексея Михайловича и его семейства.

9 апреля 1676 года в Успенском Московском соборе произошла его хиротония в архиепископа Смоленского. Смоленский край с 1612 по 1642 годы был под властью поляков. Насилием католиков и униатов православные храмы превращались в католические и униатские, так что в 1639 году во всём Смоленском и Дрогобужском уездах не совершались православные богослужения. Даже после взятия Смоленска царём Алексеем Михайловичем католический дух и польские нравы не сразу уступили своё влияние. Необходимы были поистине великие усилия, чтобы восстановить православие, попранное ересями и оружием.

Нелёгкий труд выпал на долю святителя Симеона, пробывшего на кафедре двадцать три года. Архиепископ Симеон в особом представлении царю докладывал, что в Смоленске желательно иметь собор, который соответствовал бы величию православия. В 1676 году из Москвы были присланы проект для постройки собора, двенадцать тысяч рублей, пожертвованные царём, а также необходимые материалы. 2 августа 1677 года была совершена закладка Успенского собора, однако закончить это начинание святителю не пришлось. Освящение храма произошло лишь в 1772 году.

По благословению архипастыря храмы строились и в других городах епархии. Так, был возведён Троицкий собор в Вязьме, начата постройка Успенского храма в город Красном.

Святитель Симеон принимал деятельное участие в делах всей Русской Церкви. В 1678 году он участвовал в заседании Собора, решавшего вопросы об обрядах в Неделю ваий. В 1681 году святитель принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Никона и получил в дар митру Патриарха Никона. В том же году он участвовал сначала в Земском Соборе, а затем в Поместном Соборе, на котором было принято решение о возведении Смоленской епархии в достоинство митрополии. В 1682 году святитель участвовал в хиротонии епископа Митрофана, будущего Воронежского чудотворца.

По кончине царя Алексея Михайловича, бывшего покровителем святителя Симеона, в результате интриг он был лишён белого клобука и сослан на покаяние в Троице-Сергиев монастырь, где провёл два года. В отсутствие архипастыря усилился раскол старообрядчества в Смоленской епархии: «расколоучители в селах, градах и домах ходящее, через ложные словеса и многоковарные разные умышления прельщали многих». Возвратившись из заточения, архиепископ продолжил усиленные труды по благоустройству епархии. Раскольническая пропаганда скоро встретила противодействие со стороны бдительного митрополита.

Еще большей пастырской бдительности и мудрого противодействия требовала пропаганда инославных западных исповеданий. Смоленская шляхта с сочувствием относилась к католицизму. Немало сил приложил святитель Симеон к борьбе с отступлениями от православной веры среди своей паствы.

Обременённый преклонным возрастом, святитель в 1695 году стал проситься на покой. Однако, пока решалось дело о достойном преемнике, в ночь на 4-е января 1699 года он скончался.

Святителя Симеона погребли в Троицком монастыре Смоленска, в 1930-х годах его останки были перенесены на городское кладбище, а 7 марта 1996 года их торжественно перезахоронили в усыпальнице Успенского кафедрального собора Смоленской епархии. Сохранились свидетельства о многочисленных благодатных исцелениях по молитвам святителя Симеона.

Память святителя Симеона, митрополита Смоленского празднуется 17 января в день преставления, 5 августа (переходящая) в Соборе Смоленских святых, 9 сентября (переходящая) в Соборе Нижегородских святых, 23 июня в Соборе Сибирских святых.

PitirimНа страницах этой брошюры мы уже упоминали об одном из первых игуменов Борисо-Глебской обители, Питириме. Но по причине особой значимости этого святого не только для Борисоглебской земли, но и для всей Православной церкви, считаем необходимым рассказать о нем более подробно.

Святитель Питирим «бысть от страны северския от великия Руси Богом спасаемаго града Ярославля». Его монашеский путь начался в одном из старейших монастырей Северо-Восточной Руси, славившегося ученостью своих монахов и библиотекой – в Ростовском Григорьевском затворе, насельниками которого были святитель Стефан Великопермский, преподобный Епифаний Премудрый. В первые годы иноческой жизни его наставлял некий великий старец Кирилл.

О начале управления игуменом Питиримом Борисо-Глебским монастырем сведений не сохранилось. Ростовская типографская летопись сообщает: «В лето 6948, генваря 22, родися великому князю Василью сын Иван, и крести его Питирим». А в «Повести о Борисо-Глебском монастыре» записано: «Четвертый игумен Питирим... Сей же Питирим крести у Великаго князя Василия Васильевича сына князя Ивана».

Вскоре Борисо-Глебского игумена назначают настоятелем Чудова монастыря в Москве с возведением в сан архимандрита. Согласно Вычегодско-Вымской летописи в 1444 году, когда было получено известие о мученической кончине блаженного Герасима, то преемником его стал чудовский архимандрит Питирим, «известный сколько по благочестию своему и иноческим подвигам, столько же и по образованности и просвещению, в чем не было ему тогда в Москве равных».

Питирим с первых же дней управления обратил внимание на церковное устройство и на водворение общественного порядка, нарушенного враждебными отношениями соседних народов.

В 1447 году Пермский епископ был вызван в Москву Василием II, свергнутым в результате междоусобной брани с великокняжеского престола для составления увещевательного послания великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был его идеологическим противником и «многие мучения претерпел владыка в Устюге от Шемяки».

Разлученный с паствой и находясь в Москве, блаженный Питирим не переставал заботиться о пасомых. Он лично ходатайствовал у великого князя о защите Перми от нападения врагов, но Василий Васильевич, при всем уважении к святителю, при всем желании исполнить его просьбу, мог сделать тогда только то, что сложил подати с пострадавших, а его семейство наделило Питирима разными вкладами и подарками для зырян.

В 1448 году вновь был вызван в Москву на поставление митрополита Русской Церкви, которого уже восемь лет не было в Москве по причине смут. Личное присутствие на этом соборе святителя Питирима, несмотря на отдаленность епархии, показывает то уважение, какое имели к нему современники и великий князь, который не решился без него приступить к столь важному делу, показывает также ревность самого святителя и его заботы о пользе Церкви и Отечества. Святитель же не ограничился посылкой грамоты, но счел долгом лично явиться на собор. По единодушному желанию всех представителей высшего духовенства рязанский епископ Иона был избран и посвящен в митрополиты Московские.

Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные районы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, зверски убитый их предводителем Асыкой.

Сорок дней тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.

Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима (ум. ок. 1447). Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 11 февраля.

Память свт. Питирима также празднуется 1 сентября, 17 июня в Соборе Вологодских святых и 18 февраля в Соборе святых Пермской митрополии.

Житие преподобномученика Феофана (Графова)

PheofanПреподобномученик Феофан (Феодосий Федорович Графов) родился 6 января 1874 года в крестьянской семье села Никитская слобода близ города Переславль-Залесский. Получил домашнее образование.

19 августа 1904 года Указом Ярославской Духовной Консистории Феодосий Графов был определен в число послушников Борисо-Глебского монастыря на должность старшего пономаря.

29 августа 1907 года в возрасте 33 лет пострижен в мантию в честь прп. Феофана, постника и исповедника, в III веке претерпевшего мучения от язычников, а 8 февраля 1908 года был рукоположен в иеродиакона в г. Ярославле.

13 ноября 1914 года «за отлично-усердную службу преподано Архипастырское благословение с выдачей свидетельства». Старожилы Борисоглебских слобод рассказывали, что иеродиакон Феофан обладал даром от Бога, удивительным голосом, который служил украшением Богослужений. Имея лишь домашнее образование, он не имел возможности получить музыкальное образование и профессионально обучиться пению. Однако за певческий талант его прозвали «Борисоглебским Шаляпиным».

В 1924 году монастырь был закрыт, но церковная община продолжала существовать, и братия жили в своих кельях. В 1928 году монахов изгнали из стен обители, а весь монастырский комплекс был передан музею антирелигиозной пропаганды. В списках лиц, лишенных избирательных прав, проживающих в Борисоглебских слободах в 1932 году, нам встречается 10 человек из числа братии Борисо-Глебского монастыря с их мирскими именами и фамилиями, в их числе архимандрит Птоломей (Тимченко), иеромонах Антонин (Шестаков), иеродиакон Феофан (Графов).

Вероятно, уже после 1932 года иеродиакон Феофан покинул Борисоглеб и уехал в Никитскую слободу, а вскоре переселился в Сергиев Посад, где около двух лет служил в Успенском соборе.

21 октября 1935 года отец Феофан был арестован вместе с группой священнослужителей, служивших в Сергиевом Посаде, объединенных следствием в контрреволюционную монархическую группировку духовенства. Для ведения следствия он был отправлен в московскую Бутырскую тюрьму. Ему вменялась антисоветская агитация по поводу закрытия церквей и преследования духовенства. 8 января 1936 года иеродиакон Феофан был приговорен к трем годам ссылки в Северный край, этапом отправлен в Архангельск, оттуда в Каргополь.

В Каргополе отец Феофан с трудом нашел работу по заготовке дров, благодаря этому он мог платить за жилье и покупать хлеб. Но 25 сентября 1937 года последовал новый арест. Вновь ему пришлось пережить череду допросов и новых обвинений – антисоветская и антиколхозная агитация, «распространение контрреволюционных слухов о голоде в СССР». Через месяц следствия иеродиакон Феофан был приговорен к десяти годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. 18 марта 1938 года он скончался от непосильных трудов, погребен в безвестной могиле в Каргополе.

В декабре 2002 года Определением Священного Синода иеродиакон Феофан (Графов) прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобномучеников. Память его совершается 5/18 марта и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Русских, ближайшее воскресенье к 25 января/7 февраля.

Тропарь

Мирскаго мятежа удалився, во обитель иноческую вселился еси, идеже диаконскаго чина удостоився, подвигом добрым подвизался еси. Во дни же гонений на Церковь Русскую темничныя узы и работы горькия Христа ради претерпев, твердость во исповедании веры явил еси. Темже ныне во обителех Небесных пребывая и с лики ангельскими Богу предстоя, поминай нас, любовию чтущих тя, Феофане, преподобне отче наш.

 

Блаженный Алексий Стефанович (†1781),

 

bлаженный Алексий Стефанович, Христа ради юродивый Борисо-Глебский, похоронен рядом со святителем Тихоном, архиепископом Ростовским и Ярославским. Тридцать два года он нес в Борисо-Глебской обители один из тяжелейших подвигов христианства — подвиг юродства.

Избирая этот путь, люди окончательно отрекаются от родства, всех земных благ, и не только терпят, но и сознательно идут сами на всевозможные унижения. Образ жизни юродивых есть род самоотвержения, в котором человек отказывается от всего житейского и суетного. Забыв о себе, такой человек служит только Богу и людям. Часто юродивый совершает поступки, которые кажутся окружающим странными. Однако он ничего не делает напрасно, и все его «странности» имеют глубокий смысл... Юродивыми нередко становились иноки, которых не удовлетворяли обычные монашеские подвиги. Таким был и блаженный Алексий Стефанович.

Блаженный Алексий был родом из Ростова, духовного звания. Сначала он был певчим митрополичьего хора в Ростове при митрополите Арсении Мацеевиче, а потом чтецом в Ростовском женском монастыре. В 1749 году «за шалости и непотребства, чинимые им в малоумстве, доколе в совершенное состояние не придет, прислан в Борисо-Глебский монастырь для содержания».

Здесь он проводил жизнь юродивую в великом терпении в одной верхней одежде, босой зимой и летом. Временно жил в монастырской сторожке. Определен был в число послушников монастыря, посвящен в стихарь. За то, что смирил свою жизнь Христа ради, имел он от Бога дар прозорливости. Умер блаженный Алексий в 1781 году и погребен архимандритом Варлаамом за алтарем соборной церкви святых Бориса и Глеба.

В монастыре память Алексия Стефановича совершается 16 (29) октября в день его преставления.

  Блаженный отче Алексие, моли Бога о нас!

 Святитель Тихон,

архиепископ Ростовский и Ярославский (†1511)

 


pервое упоминание о Высокопреосвященнейшем Тихоне относится к 1489 году, когда он из настоятеля Ростовского Спасского монастыря был возведен на древнюю Ростовскую кафедру. Архиепископ Тихон был свидетелем и непосредственным участником великих церковных и гражданских событий. При нем были обретены нетленные мощи святых благоверных князей Василия и Константина, Ярославских чудотворцев. Ростовский святитель участвовал в избрании и посвящении Предстоятелей Русской Церкви — митрополита Зосимы (1490 г.) и митрополита Симона (1495 г.), и управлял всей Полнотой Церкви как архиерей главенствующей епархии в период после низложения митрополита Зосимы в 1494 году. Архиепископ Тихон был участником выдающегося события — Освященного Собора 1492 года, утвердившем Пасхалию на восьмую тысячу лет и документально засвидетельствовавшем признание Русской Церковью своего преемственного по отношению к Византии служения.

Святитель Тихон явился соратником Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия в борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих, очаг которой возник в кон.XV века в северо-западной Руси. Ересь жидовствующих напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия. В этом смысле она была страшна для судьбы России и Православия. Против ереси жидовствующих в 1490 году в Москве собрался Освященный Собор, в котором святитель Тихон принял активное участие.

После деятельного 13-летнего управления Ростовской епархией архиепископ Тихон, по причине расстроенного здоровья, в 1503 году был уволен на покой в Ростовский Борисо-Глебский монастырь. Здесь он провел последние годы своей жизни и мирно отошел ко Господу в 1511 году. Надпись на белокаменном надгробии гласит: «лета 7020 месяца ноября в 12 день на память иже во святых отца нашего Иоанна Милостиваго преставился раб Божий архиепископ Тихон Ростовьски и Ерославски».

 Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!

Житие святых благоверных князей Бориса и Глеба

 

 

Cвятые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (= 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (10081035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Преподобные Феодор и Павел. Житие

 

 

 

Kогда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от проходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали «овогда хлеб, инии овощие и прчю милостыню». Феодор жил, как птица небесная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому отцу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устье, в 15 верстах от города, и сказал пустынникам: «Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Христовы Борис и Глеб да в помощь вам будут; и место сие вельми возградится и будет превозносимо под большими лаврами». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благословения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисо-Глебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть, им предстали два светлых воина, вооруженных и облаченных в царские багряницы. Воины сказали старцам: «Труждайтесь с верою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы неотступны будем на помощь вам и всем, кто после вас будут строить обитель сию». Подвижники проснулись и пали к ногам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Глебу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число братии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом.

Феодор после недолгого настоятельства поручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блаженный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и преподобный Павел.

Мощи преподобных основателей монастыря покоятся под спудом в северо-западном углу Борисо-Глебского собора. Память их совершается 4 ноября (н.ст.) вместе с празднованием Казанской иконы Божией Матери.

Сайт создан
по благословению
епископа Рыбинского
и Угличского
Вениамина