pravila

 

Из истории почитания святых источников на Руси

История почитания на Руси святых источников, кладезей, рек и озёр своими корнями уходит в далёкое прошлое, насчитывая уже более тысячи лет. Как правило, святыми называли те водные источники, над которыми сначала был совершен особый чин освящения, а впоследствии здесь регулярно совершались водосвятные молебны (например, на Крещение). Сакральные действия священства низводили на источник Благодать Святого Духа, что и проявлялось впоследствии массовыми исцелениями как от физических и душевных, так и от духовных недугов. Письменно фиксировать все случаи исцелений на святых источниках - не в традиции русского народа. Память о чудотворениях на протяжении многих столетий сохранялась и передавалась изустно.

Так, мы знаем в России множество Святых озёр. Хорошо известно Святое озеро в Южной Карелии, недалеко от Петрозаводска. Ещё одно Святое озеро сохранилось в древнерусском Городце, недалеко от Нижнего Новгорода. Как гласит предание, в его водах крестились местные жители. Знаменито Святое озеро на Большом Соловецком острове. В старину паломники не вступали в Соловецкий монастырь, предварительно не омывшись в этом озере.

Воды Ладожского озера, питающие Санкт-Петербург, освящены молитвами иноков Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Озера Неро, Плещеево, Селигер - всюду мы видим множество монастырей и храмов, основанных нашими благочестивыми предками. Они понимали красоту Божьего мира и любили озера не только за то, что они кормят и поят.

По преданию, уберегло от врага жителей целого города озеро Светлояр (в 90 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода). Легенда о граде Китеже хорошо известна.

Характерно для русских людей и уважительное отношение к рекам, о чём свидетельствуют многочисленные фольклорные источники. Герои русских былин, сказок, всегда относятся к рекам, поящим, кормящим и исцеляющим людей, с большим почтением. Так, былинный купец Садко чествовал Волхов хлебом да солью. Другой былинный герой, богатырь Илья Муромец, отправляясь из родной земли на подвиги, опускал в реку Оку корочки хлеба в знак благодарности за то, что река поила и кормила его.

Особое место в истории почитания водных источников в России занимают родники и кладези. Ключи на Руси издавна назывались родниками. Недаром это слово имеет общий корень со словом «родина». Если родина - это место, где родится человек, то родник - место рождения бьющей из-под земли воды. Ключи не столь масштабные и заметные природные явления как озера и реки. Наоборот, они чаще неприметны, и, тем не менее, некоторые из них стали местом массового паломничества со всей России. Нередко места, где расположены источники, казались настолько привлекательными, что вблизи них создавались поселения. Так, по преданию Петр I увидел в низовьях Дона поразивший его родник, названный им Богатый колодезь. Позднее здесь начал строиться город Ростов-на-Дону.

Родник, который был на опушке леса, а позднее оказался в небольшом русском городе Мстиславе (Могилевская обл.) называют Здоровец, и не случайно - его ключевая вода является целебной.

В истоках особо почитаемых крупных рек, таких, как Днепр и Волга, над ключом-истоком ставят часовни, деревянный сруб. Кончено, далеко не все ключи почитаются как святые источники, а лишь те, над которыми совершен особый чин освящения. Многие святые источники народная память связывает с подвигами великих русских святых. Укажем лишь некоторые из самых известных святых источников Центральной России:

Святой колодец на территории Троице-Сергиевой Лавры. Ископан самим прп. Сергием Радонежским. Над кладезем возведена каменная часовня.
Пятницкий колодец у стен Троице-Сергиевой Лавры. Ископан прп. Сергием Радонежским. Над кладезем возведена Пятницкая часовня.
Святой источник прп. Саввы Сторожевского, к северо-западу от ТроицеСергиевой Лавры. Рядом с деревянной часовней обустроена купальня.
Водопад Гремячий ключ, в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада. По преданию, здесь на пути из Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева Лавра) в Киржач останавливались прп. Сергий Радонежский и его ученик прп. Роман. Ключ забил по молитве прп. Сергия.
Пещерный источник прп. Варнавы Гефсиманского (г. Сергиев Посад, Черниговско-Гефсиманский скит). Источник открылся на месте погребения прп. старца Варнавы в пещерной келье, где он подвизался и завещал себя похоронить.
Святой источник во имя Колоцкой иконы Божьей Матери (Московская обл., с.Колоцкое). Источник забил в начале XV в. на месте обретения местным крестьянином Лукой чудотворной иконы. Источник находится в поле, над ним возведена часовня.
Святой источник Пресвятой Богородицы в Спирово (Московская обл., с. Спирово, 1 км от Иосифо-Волоцкого монастыря). Место чудесного явления Пресвятой Богородицы. Рядом с источником обустроена купальня.
Святой источник прп. Пафнутия Боровского (Калужская обл., Пафнутьев Боровский мужской монастырь). Рядом с монастырем, известен с XV в. Обустроена купальня.
Святой источник Давида Серпуховского (Московская обл., с. Талеж). Известен с XIVв. Каменная часовня, две купальни.
Святой источник блаженной Евфросинии Колюпановской (Тульская обл., д.Колюпаново). Ископан в середине XIX в. самой блаженной Евфросинией. Обустроена купальня.
Святой источник прп. Пафнутия Боровского близ Оптиной пустыни (Калужская обл., в 4 км от г.Козельска). Источник забил в XVII в. на месте чудесного явления прп. Пафнутия Боровского. Обустроена купальня.
Святой источник в Шамордино (Калужская обл., с. Каменка. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь). Освящен в честь Оптинских старцев. Обустроена купальня.
Святой источник прп. Никиты Переславского (Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитский мужской монастырь). Ископан прп. Никитой Переславским во 2-й половине XII в. Обустроена купальня.
Кладезь прп. Тихона Калужского (Калужская обл., пос. Лев Толстой, Свято-Успенская Тихонова пустынь). Ископан прп. Тихоном во 2-й половине XV в. Обустроены две купальни.
Святой источник прп. Ферапонта Можайского (Московская обл., г. Можайск, Лужецкий Успенский мужской монастырь). Ископан основателем монастыряпрп. Ферапонтом в начале XV в. Обустроена купальня.
Святой источник прп. Иринарха Затворника (Ярославская обл., с.Кондаково, в 30 км. от Борисоглебского что на Устье мужского монастыря). Ископан прп. Иринархом во 2-й половине XVI в. Обустроена купальня.
Кладезь прп. Александра Свирского (Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, Александро-Свирский мужской монастырь). Ископан основателем монастыря прп. Александром Свирским в начале XVI в.
Количество людей, ежегодно притекающих только к перечисленным источникам, исчисляется сегодня сотнями тысяч.

В послереволюционные 70 лет в России тщательно уничтожались всяческие упоминания о святых местах. Многие из них были переименованы, исчезли с карт, но не из народной памяти. Список пострадавших и исчезнувших с русской земли святых источников велик. И все же масштабная война, объявленная святым водам, была проиграна. Источники пробивались сквозь завалы мусора, бетонные плиты, асфальт, люди тянулись к ним - и вновь множество исцелений на возрожденных источниках.

Все вышесказанное в полной мере относится и к святому колодчику преподобного Иринарха затворника Борисоглебского. Он находится в полукилометре от села Кондаково.

Юрий Крестников, Москва-Борисоглебский